Предварительные результаты работы отрасли Связь за 9 месяцев 2005 года - темпы роста отрасли  существенно выросли.
          Согласно предварительным данным, выручка крупных и средних предприятий отрасли Связь составила от всех видов деятельности 492,07 млрд. Рублей. По сравнению с прошлым годом, рост доходов составил  34,8%..При этом, выручка от услуг Связи составила 488,5 млрд. Рублей. Предприятий Радио- и Электросвязи заработали 451,1 млрд. Рублей и рост в этом сегменте отрасли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 32,6 %. Всеми предприятиями Связи было оказано услуг  населению на 265,6 млрд. Рублей.

          Приятным  и неожиданным сюрпризом является тот примечательный факт , что в 3 квартале этого года, не смотря на сезонный фактор, произошло существенное ускорение темпов развития отрасли. По сравнению с прошлым годом рост доходов крупных и средних предприятий Связи в июле-сентябре составил 43 % в то время как в апреле-июне этот показатель равнялся всего 31 %. Во многом эта заслуга московского рынка Связи, рост которого за 3 квартала по сравнению с прошлым годом составил 37%. Самая полная и подробная информация по предварительным результатам работы  отрасли Связь по федеральным округам, Москве и Санкт-Петербургу , а так же  подвидам экономической деятельности предприятий  представлена в Специальном Выпуске в разделе Обзоры нашего проекта.

Широкополосный доступ в г.Москве
       
   В последнее время появилось огромное число публикаций агентств по рынку Широкополосного  и других способов Доступа в интернет  в России вообще и в Москве в частности. Казалось бы , мы теперь знаем о пользователях с различными способами подключений практически все начиная от их привычек и заканчивая тем, как часто они пользуются интернет, какие сайты посещают  и сколько платят. Если верить этим данным в Москве уже более 60 % домашних пользователей как основной способ доступа из дома используют Широкополосный Доступ (из них 30 % ADSL)  или же на худой конец GPRS. На долю же обыкновенного Dial -UP приходится каких то 30%. Не менее радужно по мнению "аналитиков" обстоят дела и в корпоративном секторе. Например, по данным одной  известной исследовательской компании недавно заделавшей полный  редизайн своего сайта (к сожалению упаковка не всегда соответствует качеству содержимого) в Москве например уже  в 2004 году более 80% корпоративных пользователей имеют широкополосные подключения к сети. Эти радужные оценки омрачает лишь одно - простейшие расчеты основанные на данных регулярных  опросов ФОМ показывают , что в столице  более 1 миллиона активных домашних пользователей сети и если взять из этого числа 30 % и сравнить с реальным числом ADSL пользователей то получаем данные существенно завышенные по сравнению с реальным положением вещей. Все объясняется очень  просто - большинство публикаций "исследовательских агентств" основано на данных самых дешевых и простых в осуществлении но очень не точных  On-Line опросов в интернет и как следствие являются не объективными данными , а ТОЛЬКО сведениями о предпочтениях активной части интернет-аудитории тех немногих сайтов на которых размещаются опросные листы. Сведения же о корпоративном секторе приводятся исходя из собственного мнения агентства и совершенно не прозрачной методологии.  Мы попытались разобраться как обстоят дела с Широкополосным Доступом в столице на самом деле. При этом мы оперились не на данные субъективных On-Line опросов и не менее  не точные мнения "экспертов" и "исследовательских" агентств , а  на объективную с нашей точи зрения информацию. В частности мы использовали данные не онлайновых опросов  Комкона и ФОМа (опросы по заказу Минсвязи проводится этой компанией с 2002 года и представляют из себя репрезентативную выборку населения РФ), данные панели домохозяйств Росстата , опросам по рынку ДС проводимых Директ ИНФО, сведения самих операторов, а так же данными  опросов в 2002-2005 годах 5000 предприятий Москвы по ИНФОРМ 3Ниже представлен наш взгляд на рынок  широкополосного доступа  (ШД) столицы на основе выше названных сведений  за 2002-2005 года и наш прогноз  развития рынка  до 2006 года:

          На конец прошлого года, по данным выборочного обследования домашних хозяйств и опроса предприятий и организации в г. Москве, насчитывалось 3,6 млн. компьютеров (данные панели ДХ Росстата и опросов компаний по Информ 3). Их число увеличилось за год на 29%. Локомотивом роста стал частный сектор. Уровень проникновения ПК в домохозяйствах достиг в прошлом году 52%. Очень высоким остается уровень проникновения компьютерных технологий и на предприятиях столицы. По итогам прошлого года в корпоративном секторе он достиг 99,9% (данные Информ 3). Большая часть всего компьютерного парка подключена или планирует быть подключенной к сети интернет. Уровень проникновения интернета в столице достиг 43% от численности населения, а число пользователей - 3,4 млн. человек, из которых 2 млн. являются активными пользователями (посещают интернет чаще 1 раза в  неделю).  Все это создает объективные предпосылки для бурного роста рынка широкополосного интернет-доступа, наблюдающегося в последние несколько лет в Москве как в сфере услуг для населения, так и среди корпоративных пользователей.
          Несмотря на то, что проникновение интернет на предприятиях столицы приближается к 100%, охват корпоративного сектора услугами широкополосного доступа все еще остается немногим выше 50%:

          Однако ситуация быстро меняется. Опрос 5000 предприятий столицы  показывает, что около 8% респондентов планирует в нынешнем году перейти на технологии широкополосного доступа, а в целом около 20% предприятий перейдут на эту технологию в течении ближайших двух лет. В то же время, наблюдается сильная неравномерность охвата предприятий с различной численностью персонала этим видом услуг :

          Если сегмент крупного и среднего бизнеса имеет высокую степень проникновения широкополосного доступа, то в сегменте малых предприятий с численностью сотрудников до 100 человек этот показатель в два раза ниже.
          Основным сдерживающим фактором развития широкополосного доступа остается финансовый. В то же время, 16 % респондентов называют значимым и решающим фактором, задерживающим внедрение на их предприятии новых технологий доступа, отсутствие потребностей, связанное с характером деятельности их организации .

 

Несмотря на то, что сегмент малого бизнеса имеет относительно низкую платежеспособность (в структуре доходов от услуг связи малые предприятия занимают лишь 15% доходов телекоммуникационных компаний), он значительно больше по размеру и меньше, охвачен услугами этого типа, цены на который постоянно падают.
          В связи с этими факторами, в ближайшие годы основной процент новых подключений в Москве придется именно на небольшие компании, общее число которых составило на конец прошлого года 196 тысяч действующих предприятий. Сегмент крупного и среднего бизнеса также обеспечит прирост доходов операторам связи, но по большей части за счет расширения уже существующих каналов доступа в интернет.
          Увеличение спроса на услуги широкополосного доступа обусловлено не только большим уровнем компьютеризации предприятий столицы, но и очень высоким проникновением интернета среди сотрудников в корпоративном секторе г.Москвы. Опрос 5000 предприятий показал , что на  31,7% предприятий интернетом пользуются более 50% занятых работников. Следствием этого являются увеличивающиеся с каждым годом требования к пропускной способности каналов для организации доступа в интернет.

         Также движущими силами, способствующими активному развитию этого рода услуг выступают: усиливающаяся интеграция глобальных сетей в бизнес-процессы предприятий, активно развивающаяся электронная коммерция и постоянно возрастающие в связи с этим требования корпоративных клиентов к ширине и надежности каналов связи для доступа в интернет.
          В столице, например, по данным этого же опроса 5000 компаний   в этом году уже 44,5% крупных и средних предприятий использовали Сеть для размещение заказов на необходимые им продукцию и услуги. Кроме того, 24,7% респондентов использовали интернет и другие глобальные сети для проведения электронных расчетов с потребителями, а 23% предприятий оплачивают продукцию и услуги через глобальные сети сами. В настоящее время более 70% московских предприятий активно используют интернет для получения сведений о необходимых им продукции и услугах и их поставщиках. Активно используется Сеть и для таких целей, как подбор персонала. Через интернет ищут себе сотрудников 54,2% московских компаний. Для качественного решения большинства из этих задач предприятиям необходим постоянный, быстрый и надежный способ доступа в глобальные сети, который может обеспечить только широкополосный доступ.
          Стремительный рост услуг широкополосного доступа наблюдается и в сегменте услуг для населения. Результаты опросов ФОМ показывают, что общее число активных (т.е. выходящих в сеть более 1 раза в неделю) пользователей интернетом из дома в Москве составляет около 1,4 млн. человек. Благодаря выводу технологии ADSL на массовый рынок, в этом сегменте за последние два года произошел коренной сдвиг по способу доступа потребителей в интернет. Уровень проникновения широкополосного доступа среди активных пользователей интернет приближается к 50%, и при этом технология доступа по ADSL развивается по отношению к другим технологиям (в частности Ethernet) опережающими темпами.

          При сохранении существующей динамики подключений , к  концу этого года года общее число подключенных пользователей по ADSL, использующих эту технологию как основную для доступа в Сеть, должно  превысить число подключений по Ethernet (в основном это Домовые Сети). На ближайшие годы этот способ выхода в Сеть будет доминирующим среди активных пользователей, подключенных по широкополосному доступу в интернет.
          Наш краткий анализ рынка широкополосного доступа г. Москвы показывает, что рынок этих услуг еще далек от насыщения как в корпоративном сегменте, так и в сегменте частных потребителей. В ближайшие несколько лет он продолжит активно развиваться. При этом верхний и средний ценовые сегменты в большой степени исчерпаны. Дальнейшее развитие рынка пойдет за счет привлечения менее платежеспособных потребителей (в том числе, предприятий малого бизнеса), дальнейшей интеграции глобальных сетей в бизнес-процессы предприятий и развития электронной коммерции. В сегменте частных пользователей также все еще существует большой потенциал для роста за счет остающейся пока еще достаточно большой категории пользователей, выходящих в интернет через модем, а также новых обладателей персональных компьютеров, число которых продолжает расти.

          Вот таким образом по нашему мнению обстоят дела на самом деле. Тем же кто проводит ради собственного PR при ограниченных средствах  так называемые On-Line опросы, мы советуем прежде чем делать на их основе какие либо выводы и публиковать их в прессе  познакомится с Классикой подобного рода . Она советует в любом случае  перевзвешивать данные On-Line опросов сведениями полученными в результате телефонных или других  традиционных способов опросов по репрезентативной выборке населения.

Обновления в Метабазе Документов по отрасли Связь.
       
 Напоминаем нашим читателям , что Метабаза Документов по отрасли Связь является самым обновляемым и постоянно наполняемым разделом нашего проекта. В неделю в ней появляется до 20 новых документов и публикаций .  Общее число документов в Метабазе  уже превысило 400 и за последнее время в ней появилось большое число интересных материалов  и в частности  презентаций с последних  конференций по телекому (например таких состоявшихся осенью этого года как "Беспроводная связь России - бизнес модель бедующего", проводимой Ведомостями,  Адам Смит 2005 - "Телеком в СНГ" и WirelessBroadband 2005). Кроме этого, в метбазе размещена например выписка из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) с указанием фамилий учредителей-физических лиц   первой компании "наиболее внятно и грамотно  оформившей" заявку на получение лицензии на дальнюю связь - Центринфокому, а так же полные финансовые отчеты ряда крупных операторов. Постоянно пополняется новыми биографиями, а так же интервью  и раздел по персоналиям. Если у наших читателей имеются любые интересные материалы по отрасли Связь и презентации с конференция , а так же дополнения и новые сведения по биографиям значимых людей вы можете прислать их нам. Мы их с благодарностью (и как мы надеемся все посетители проекта) примем и разместим  в  свободном  доступе для  всех профессионалов  интересующихся  отраслью Связь. В начале следующего года, после выхода новой версии системы KnowledgeTree™ Document Management System , на которой строится наша метабаза, планируется существенно изменить и сделать более удобным и понятным для неподготовленных пользователей интерфейс системы , а так же улучшить ее функциональность .

Если по каким либо  причинам Вы не можете прочитать в полном объеме  этот выпуск
рассылки
, то  с его  html версией Вы можете ознакомится здесь.

 Ноябрь  2005 года