Реальное проникновение мобильной
связи в России В тоже время, ответ сколько же на самом деле Россиян пользуются мобильной связью давно найден в рамках федеральной программы статнаблюдения, осуществляемой на бюджетные деньги Росстатом. В отличие от маркетинговых агентств, госструктуры располагают большими (пусть и бюджетными) средствами и поэтому способны осуществлять единовременный опрос не 1 тыс. респондентов (как это делает ФОМ или Ромир ), а 48 тыс. домохозяйств. В рамках стандартного опросника включены и вопросы касающиеся наличия в домохозяйствах сложных технических средств, таких как ПК , средства просмотра бесплатного и платного контента (цветные и черно- белые ТВ, видеомагнитофоны, DVD - плееры), а также мобильных телефонов и вопросы , связанные с использованием интернет. Главным минусом опросов, проводимых Ростатом, является некоторый перекос в пользу малообеспеченных семей. Однако, при очень высоком уровне проникновения мобильной связи в домохозяйствах с различным располагаемым доходом такой перекос не является критичным. Согласно данным Росстата, проникновение мобильных телефоном по домохозяйствам с различным располагаемым доходом в целом по РФ и в Москве и Санкт-Петербурге выглядит следующим образом:
Источник: панель 48 тыс. домохозяйств с различным располагаемым доходом Росстата Рисунок
1. Наличие мобильных телефонов на 100
По данным последней переписи населения,
в среднем на одно домохозяйство приходится 2,7
человека (в городской местности
2,67 в сельской 2,83 ). Таким образом,
на конец прошлого года проникновение мобильной связи(без учета мобильных
телефонов в корпоративном секторе) в пересчете на 100 человек
населения составляло около 38,5 мобильных телефона
(в городской 44,9 , сельской
20,8). В Москве и Санкт-Петербурге уровень проникновения
мобильной связи в домохозяйствах был примерно одинаковым и составлял около
58 мобильных телефонов на 100 жителей.
Использование дальней связи в домохозяйствах Москвы .
Согласно общероссийскому телефонному опросу, проведенному Директ ИНФО в апреле этого года (было опрошено 1200 человек и такое же число организаций), лидером по способу совершения звонков среди жителей столицы остается традиционная “Восьмерка”. В тоже время, в связи с высоким проникновением сотовой связи, количество людей пользующихся мобильным телефоном для совершения междугородних звонков внутри страны догнало в этом году число тех, кто использует для этих целей карточки.
Источник: Опрос Директ ИНФО, апрель 2006 Рисунок 2.
Способы совершения междугородних и международных Все больше москвичей выезжают каждый год за рубеж на отдых. Это, наряду с высоким проникновением мобильной связи, ведет к росту доли мобильных телефонов, как средств связи для организации международных соединениях (в первую очередь за счет услуг роуминга). Следует отметить, что новые способы звонков с использованием средств компьютерной телефонии (в частности Скайп), пока используют крайне не значительный процент жителей столицы. Лишь около 4% пользуются им для звонков заграницу и 1% для звонков внутри страны. Можно ожидать, что по мере роста рынка интернет и широкополосного доступа, этот вид междугородней и международной связи будет набирать популярность. Опросы показали также крайне низкую осведомленность потребителей (даже в Москве) о процессе демонополизации рынка дальней связи. Большинство пользователей услугами МГ/МН демонстрируют высокую инертность и низкую заинтересованность в смене оператора дальней связи. Таким образом, несмотря на новые правила игры с 1 января 2006 года и выход на рынок услуг дальней связи новых игроков (в частности МТТ и Голден Телекома), никаких серьезных изменений не произошло и в ближайший год кардинального изменения ситуации не предвидится: бывший монополист Ростелеком почти полностью сохранил свои прежние позиции (как в прочем и другие игроки, включая карточных операторов, продолжающих под разными предлогами оказывать услуги дальней связи в том же и даже больших объемах, что и раньше). Обвала (или наоборот резкого роста из-за так и несостоявшегося закрытия IP операторов) тарифов на дальнюю связь также не произошло и похоже в ближайшие годы его ждать тоже не стоит. Единственными пострадавшими в новой ситуации оказались местные электросвязи и часть законопослушных альтернативных операторов : с начала года они не оказывают напрямую услуги МГ/МН (как это было раньше), а передали их введенье лицензиатов дальней связи (в первую очередь Ростелекома и частично МТТ , неспособного полноценно обслуживать корпоративных клиентов из-за проблем с пропуском через свои сети факсовых сообщений), получая лишь относительно небольшие агентские вознаграждения за пропуск трафика из своих сетей. Результатом стал значительный рост выручки Ростелекома и стагнация финансовых показателей МРК (потери которые в прочем полностью компенсируются, после введения принципа СPP). Новости проекта. Данные по сводным итогам отрасли Связь за квартал будут также публиковаться в виде отдельного обзора (не входящего в рассылку), как это уже было с июньским обзором нашего проекта по результатам работы предприятий связи в 1 квартале 2006 года. Если по каким либо причинам Вы не
можете прочитать в полном объеме этот выпуск Июль 2006 года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|